Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Искусство в судьбе человека в произведении «Слепой музыкант»

Многие писатели мира создавали трогательные истории о судьбах не совсем здоровых, обычных людей, их становлении в жизни. При подготовке к ЕГЭ школьникам предлагается написать рассуждение на тему: «Искусство в судьбе человека» по произведению «Слепой музыкант» В. Г. Короленко. Талантливый автор-гуманист поведал в своей книге историю одарённого мальчика, незрячего от рождения. Для него музыка стала великой силой, дающей возможность владеть сердцами людей.

Оглавление:

Произведение «Слепой музыкант»

Из истории создания

Владимир Галактионович Короленко 13 лет работал над повестью «Слепой музыкант». Он опубликовал её в «Русских ведомостях» в 1886 году. После этого автор ещё раз её перерабатывал, дополнил книгу некоторыми эпизодами. В итоге получилось произведение из семи глав и эпилога.

Слепой музыкант Петрусь имел своих прототипов. В детстве Короленко был знаком со слепорождённой девушкой. Писатель воспользовался её воспоминаниями для описания ощущений главного героя.

Также с Владимиром Галактионовичем работал один ученик, у которого со временем пропало зрение. Среди знакомых Короленко был и один незрячий музыкант.

Краткое содержание книги

Действия повести разворачиваются на юго-западе Украины, где проживало много поляков. Пани Попельская родила слепого первенца, Петруся. Все в семье к нему относились с трепетом, потому что он был единственным ребёнком. Мама ещё с самого рождения заподозрила слепоту сына, позже диагноз был подтверждён врачом.

Дальше автор показывает события, занимающие 20 лет. Родители Пети старались держаться перед ударами судьбы. Воспитанием мальчика стал заниматься его дядя Максим. Мужчина решил поэкспериментировать над племянником и развить его тонкую нервную организацию, чтобы тот не комплексовал из-за своей слепоты. Дядя запретил чрезмерную опеку над мальчиком. Вскоре ребёнок стал ползать, а потом и ходить.

Петрусь услышал разнообразные звуки природы

Петрусь подрастал. Однажды он гулял возле озера и услышал разнообразные звуки природы. От этого мальчик потерял сознание. Дядя Максим стал помогать ребёнку осмыслять все звуки. Петрусь рассказывал дяде свои впечатления от них.

В имении Попельских жил конюх Иохим, он часто играл на свирели. Пятилетний Петрусь был очарован его исполнением. Вскоре мальчик сам освоил инструмент. А вот игра на пианино не сразу впечатлила ребёнка. Он больше тяготел к свирели, потому что та была родственной душой украинской природы.

Через некоторое время Петя стал играть на фортепиано. Потом он разучил народную песню и был очень этому рад. В забавах с другими детьми мальчик не принимал участия, зато свободно ориентировался в комнате, ездил верхом на лошади.

Однажды он познакомился с дочерью соседей, Эвелиной. Молодые люди крепко сдружились и симпатизировали друг другу.

Кульминационный момент

Пётр был, как тепличный цветок, ограждённый от влияний окружения. Населяющая его темнота стала пугать юношу. Между его душой и внешним миром была стена, не позволяющая ему радоваться жизни. Дядя Максим решил помочь парню: он познакомил его с семьёй Ставрученко. В ней был музыкант и филолог. Сначала Петя чувствовал себя лишним среди активной молодёжи. Когда он заиграл на пианино, то все влюбились в манеру его исполнения. Первый раз слепой был доволен собой. Эвелина похвалила его и сказала, что у него обязательно будет своё место в жизни.

Настроение у Петра было нервозным

В шестой главе наступает кульминация повествования. Слепой решил служить своим талантом людям, но для этого ему нужно было пройти ещё ряд испытаний. Сначала он обнаружил могилу атамана гайдамаков Игнатия Карого. Героя похоронили в одной могиле со слепым бандуристом, который сопровождал друга даже в момент битвы. Пётр понимает, что слепой человек тоже может прославиться.

Через некоторое время главный герой встретился с двумя ослепшими звонарями. Этот эпизод очень важен для раскрытия основной мысли произведения. Звонарь Егорий, как и Петрусь, озлобился на весь мир. Второй знакомый, Роман, был влюблён в жизнь и дарил всем добро. Настроение у Петра было нервозным. Он даже не радовался встречам с Эвелиной.

Развязка произведения

Однажды главный герой возле храма встретился с верующими слепыми. Юноша завидует им, ведь их жизнь наполнена смыслом, они каждый день проводят в поисках пищи и одежды. Он решается вместе с этими нищими на путешествие в Почаев, в святые места. В этом ему также помог дядя Максим, который не признался родителям, куда парень на самом деле отправился.

По возвращении домой, Пётр женился на Эвелине и у них родился совершенно здоровый малыш. Герой поборол свой страх по поводу личной жизни. Спустя три года слепого музыканта пригласили в Киев сыграть на концерте. Он всех покорил своей виртуозной игрой. Это был уже состоявшийся мужчина, забывший свои страдания и напоминающий счастливым о несчастных. Вот что дала музыка главному герою:

  • вкусил всю полноту жизни;
  • обзавёлся семьёй;
  • ощутил себя настоящей личностью.

Этичные проблемы в повести

Анализируя произведение Короленко, стоит уделить внимание аргументам для сочинения по «Слепой музыкант». Самым важным из них является: «Роль музыки в жизни человека». Также автор затрагивает ряд других проблем:

Уроки дяди Максима

  1. Истинный талант. Обделённый способностью видеть Пётр был прекрасным музыкантом, наделённым хрупким и острым слухом. Природа одновременно унизила и возвысила его. Он одарован талантом: увлечением музыкой. Юноша завораживает своей игрой всех слушателей. Слепой ощущает звуки, помогающие ему видеть окружающий мир без зрения. В итоге он стал уверенным и сильным.
  2. В чём истинное счастье? Человеку важно найти своё предназначение в жизни. Внутреннее содержание важнее всех внешних данных и особенностей.
  3. Формирование характера личности. Петру более всего помогли уроки дяди Максима, потому что он и сам был инвалидом, лишённым ног. Также в жизни юноши большое участие приняли окружающие люди. Петрусь вырос настоящим мужчиной, а не «тепличным растением».
  4. Сила духа. Благодаря своим стараниям и упорству, главный герой стал крепко стоять на ногах и освоил своё ремесло.
  5. Проблема выбора. Вокруг слепого мальчика был огромный мир с множеством дорог и препятствий. Он обрёл свои силы в музыке.
  6. Сострадание. Слепой юноша со временем понимает, что чужие страдания важнее личных несчастий.
  7. Смысл человеческой жизни. Повесть заканчивается концертом слепого музыканта. Он нашёл себя в музыке.
  8. Искренняя светлая любовь. В книге воспеваются самоотверженные чувства Эвелины, готовой пожертвовать своим благополучием ради любимого человека.

Искусство в судьбе человека

Не существует таких людей, которые равнодушны к музыке. Она помогает людям заполнить душевную пустоту. На итоговом уроке по повести школьники пишут сочинение на тему: «Слепой музыкант Короленко». В написании им поможет конспект, рисунки, картинки к произведению. Дети делают вывод, что искусство стало ангелом-хранителем для особенного ребёнка. Увлечение музыкой раскрыло для мальчика диковинные краски существующего мира, которые он не мог видеть.

В звуках Петрусь улавливал всю гамму чувств и их изменений. Почувствовать всю полноту жизни, построить семью он смог, благодаря игре на фортепиано и дудке.

Петрусь построил семью

Музыка помогла герою реализовать себя как личности, наделила уверенностью в себе. Юноша стал полноценным членом общества.

Рождённый в богатой семье и окружённый любящими людьми мальчик получил возможность развивать в себе художественный дар. В конце повести показан дебют слепого музыканта. В его музыке звучало живое чувство родного края. «Да, он прозрел… он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…» Главный герой обрёл мудрость и избавился от груза отчаяния и злости.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий