Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Краткое содержание рассказа Куприна «Тапер»

Авторское примечание к художественному произведению информирует читателя, что описываемые события имели место в 1985 году в одном из московских семейств. Все фамилии персонажей, кроме композитора Рубинштейна, являются вымышленными. Свой рассказ Куприн назвал «Тапер». Краткое содержание сохраняет последовательность сюжетной линии и позволяет составить характеристику основных действующих лиц. Актуально для уроков литературы или заполнения читательского дневника.

Оглавление:

Рассказ Куприна «Тапер»

Неожиданный рождественский подарок

История случилась в один из дней Рождества, когда в доме Рудневых устраивали «елку». В детском празднике принимали участие многочисленные гости, для которых «хлебосольный дом» был открыт «круглый год», и вся семья московских аристократов:

  1. Глава семейства — Руднев Аркадий Николаевич, любитель балета, карточной игры и больших, шумных обществ.
  2. Его жена — Руднева Ирина Алексеевна.
  3. Дочери: старшие — Лидия и Татьяна; младшие — Тина и Катя.
  4. Сыновья — Аркадий и Дмитрий.

Впрочем, участие в рождественском мероприятии хозяйки дома не подтверждается повествованием, но предполагается, если считать событие достаточно «официальным и торжественным». Именно в таких случаях «урожденная княжна» снисходила до «пошлого» и «грубого» общества, в котором вращались муж и дети.

Возможно, что и сыновья на момент событий были довольно взрослыми и находились вне дома по долгу службы или другим обстоятельствам. Впрочем, в кратком содержании «Тапера» гораздо важнее передать особенности поведения трех старших сестер, вполне отражающего атмосферу дома Рудневых.

Недоразумение с музыкой

Врывается разгоряченная двенадцатилетняя Тина

В комнату, где Лидия и Татьяна переодеваются к празднику, врывается разгоряченная двенадцатилетняя Тина. Она впервые принимает участие в устройстве праздника наравне со взрослыми, очень волнуется и вносит беспокойство и суматоху в общие приготовления. Тина не может получить у прислуги вразумительного ответа по поводу музыкального сопровождения, и это ее возмущает.

Каждый год приглашали «оркестр Рябова», но в этот раз заявку подали слишком поздно, когда музыканты были «разобраны». Аркадий Николаевич распорядился найти «хорошего тапера». Экономка Олимпиада Савична, заведующая в доме всеми организационными вопросами, передала распоряжение камердинеру Луке, который успешно забыл о поручении, оправдываясь тем, что его дело быть рядом с хозяином, а не искать «фортепьянщиков».

В дело вынуждена вмешаться Татьяна Аркадьевна, девушка:

  • с характером спокойным и ровным;
  • умеющая с легкостью устранять «внутренние междоусобицы»;
  • наблюдательная и чуткая.

Она выписывает из газеты адреса таперов и отправляет по ним горничную Дуняшу. Тем временем начинают съезжаться гости. Малышей отправляют в детскую и столовую комнату, а взрослые собираются в гостиной.

На улице темнеет, а Дуняши все нет. Тина забрасывает сестру тревожными вопросами. Татьяна и сама начинает беспокоиться и делится опасениями с Лидией. На тот случай, если музыкант не будет найден, она предлагает обойтись своими силами. Лидия же была особой:

  • не отличающейся тактичностью;
  • унаследовавшей от матери надменность и пренебрежительность к зависимым от ее расположения людям;
  • эмансипированной, интересующейся политикой и экономикой;
  • с модной среди молодых девушек мечтой о высших курсах;
  • любящей выражаться кратко и с сарказмом.

Она насмешливо отвергла предложение Татьяны, выразив мнение, что уж лучше «танцевать без музыки». В это время вернулась горничная и послала за «барышнями».

Юный музыкант

Юный музыкант

В передней девушки видят Дуняшу и «бледного, худощавого» мальчика. Дуняша начинает шепотом оправдываться, рассказывая, что по пяти адресам застать никого не удалось, а этот «малец» убеждал ее в имеющемся опыте игры на вечеринках и свадьбах.

Татьяна, взглянув на мальчика, сразу почувствовала его смущение и очень тактично поинтересовалась, приходилось ли ему играть на вечерах и не будет ли нагрузка слишком велика. Юный тапер ответил утвердительно и попросил не беспокоиться. Было видно, что мальчик:

  • застенчив;
  • беден;
  • самолюбив.

Серые глаза, на «некрасивом, но выразительном лице», смотрели на окружающий мир «серьезно, твердо и умно».

Лидия, относившаяся к «мелюзге» с презрением, которое прослеживалось в холодно-вежливом тоне, начала выспрашивать мальчика о широте репертуара, перечисляя танцевальные композиции. Девушка откровенно дразнила не приглянувшегося ей юного тапера. Издевка была настолько очевидна, что Татьяна одернула сестру, а мальчик неожиданно и «самоуверенно» заявил, что может играть не только польки и мазурки, но сонаты и рапсодии.

Тина повлекла музыканта к фортепиано

Тина, в предвкушении «щелчка» старшей сестре, которую она считала заносчивой «гордячкой», повлекла музыканта к фортепиано. Мальчик наугад открыл ноты и, обернувшись к Лидии, предложил исполнить рапсодию Листа. Звуки, которые он извлекал из инструмента, сочетали в себе прекрасную мощь, полноту и силу.

Аркадий Николаевич, понимавший и любивший музыку, услышав игру, вышел из кабинета и стоя аплодировал маленькому пианисту. Безо всякой заносчивости хозяин дома искренне благодарит мальчика за игру, узнает его имя и просит дать знать, когда устанет.

Великий композитор

Мальчик, руководимый Тиной, которая взяла его под свое покровительство, продолжает играть марши и польки. Он замечает, что в зале появился «пожилой господин», привлекший внимание всех присутствующих. Манера держаться выдавала в нем человека «большого света». На лице отражалось внутреннее «упорство и властность». Сделав общий поклон, незнакомец проходит в кабинет хозяина. Из обрывков разговора мальчик узнает, что гостя зовут Антон Григорьевич.

«Необыкновенный гость» смотрит на мальчика

«Необыкновенный гость» не выходит из головы подростка. Неожиданно юный музыкант чувствует на себе пристальный взгляд и, обернувшись, видит, что Антон Григорьевич внимательно наблюдает за ним, при этом имеет вид «скучающий и нетерпеливый». Незнакомый господин обращается к пианисту и просит сыграть его рапсодию Листа.

Преодолев неожиданный страх и словно окрыленный неведомой силой, вызванной необыкновенным и властным присутствием, мальчик играет так хорошо, как «никогда в жизни». Он не видит, как «проясняется и смягчается» выражение лица Антона Григорьевича, а когда заканчивает играть, то обнаруживает, что «странный и привлекательный» человек уже покинул зал.

К мальчику, многозначительно улыбаясь, подходит хозяин, передает ему конверт с деньгами и предлагает пройти в переднюю, одеться и поехать вместе с Антоном Григорьевичем. Маленький тапер полагает, что это делается из снисхождения к возрасту, и пытается доказать, что может играть целый вечер.

Но Аркадий Николаевич, возбужденный и радостный, поздравляет мальчика с нечаянным подарком. Он сообщает, что незнакомый господин — это Рубинштейн, «триумфатор» мирового музыкального Олимпа, вполне оценивший игру юного дарования и заинтересовавшийся ею.

Был ли мальчик

Наверное, не стоит искать среди учеников Рубинштейна мальчика, который проходит под именем Юрия Агазарова в повести Куприна «Тапер». Краткое содержание и анализ этого произведения не имеют целью исследование вопроса, но, изучив биографию композитора, можно уверенно сказать, что наиболее известные ученики композитора — Чайковский, Голлидей и Гофман — не подходят на роль главного героя по исторической хронологии.

Артур Рубинштейн

Несомненно, что Рубинштейн был одним из первых, кто стоял у истоков создания института профессионального музыкального образования в России, доступного при наличии таланта не только аристократической верхушке, но и всем слоям населения. Краткий пересказ истории свидетельствует о поддержке прогрессивного начинания и отдельными лицами высшего света.

Но если в реальности мальчика Юрия Агазарова не существовало, то что заставило Куприна написать, что фабула рассказа опирается на фактические события? Возможно, автор изобразил реальные изменения в отношении высшего общества к искусству и людям искусства по причине сокращения знатных, но «окаменелых родов» и усиления его прогрессивного крыла.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий