Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Рассказ «Как я ловил человечков» для читательского дневника

В 1934 году русский и советский писатель Борис Житков написал увлекательный и познавательный детский рассказ «Как я ловил человечков». В читательский дневник можно записать, что это произведение рассказывает о приключениях любопытного мальчика Борьки и учит честности перед взрослыми, сдержанности в своих желаниях и умению признавать свою вину. Также в нём говорится о том, что излишнее любопытство может привести к печальным последствиям.

Оглавление:

Как я ловил человечков краткое содержание

Краткое содержание

Рассказ ведётся от первого лица. Однажды мальчика Борьку отправили на каникулы к бабушке. У неё над столом была полка, а на ней стоял замечательный пароходик — почти как настоящий, только маленький, с трубой яркой раскраски, мачтами, верёвочными лестницами и рулевым колесом. Боря очень любил рассматривать его и как-то раз попросил у бабушки поиграть. Обычно она была добрая и всё ему позволяла, а тут строго запретила даже трогать его, так как для неё это была дорогая память.

Как я ловил человечков читательский дневник

Она даже хотела убрать его от греха подальше, но Борька слёзно попросил оставить его на полке. Он дал ей честное слово, что не будет его трогать.

Однако пароходик так и манил, так и приковывал взгляд мальчика. Он начал воображать, что внутри живут крохотные человечки ростом меньше спички. Когда их никто не видит, они работают, ходят по палубе и лазят по лестницам на мачты. Наверняка это происходит по ночам, а чуть шум — они сразу прячутся в каюту.

Борька рано лёг спать, но попросил оставить ночник, сказав, что якобы боится спать без света. Он сделал из одеяла домик и оставил маленькую дырочку, чтобы из неё наблюдать за пароходиком. Ему даже показалось, что дверца каюты на нём приоткрылась, но тут предательски скрипнула кровать. Вскоре он заснул с горя из-за того, что спугнул человечка.

В другой раз мальчик решил, что крохотным матросам нужно что-то есть, поэтому оставил возле пароходика кусочек леденца. Он надеялся, что, когда они будут тащить его внутрь, он обязательно их заметит. Но он случайно уснул, а наутро леденца уже не было. В другой раз он оставлял им хлеб: его тоже наутро уже не было, только крошки оставались.

Как я ловил человечков главная мысль

Но Борька не мог уже терпеть: ему обязательно нужно было увидеть или поймать человечков. Для этого он задумал остаться дома один, но бабушка всё время брала его с собой и таскала к своим знакомым старушкам. Но однажды он притворился больным, а бабушка побежала в аптеку за малиной. Когда она ушла, он вскочил, забрался на стол и взял с полки пароходик. Потряс его, чтобы человечки вывалились, но внутри всё было тихо. Тогда он взял нож, поднял палубу, разрезав при этом верёвочные лесенки, и только тогда понял, что внутри пусто.

Борька с трудом приладил палубу обратно трясущимися руками, но всё было уже испорчено. Он залился слезами. В это время вернулась бабушка, начала его успокаивать, но она ещё не видела пароходика.

План для пересказа

Это довольно небольшое по объёму, но очень поучительное детское произведение. Однако для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

Как я ловил человечков краткое содержание

  1. Чудесный пароходик.
  2. Строгий запрет бабушки.
  3. Честное слово.
  4. Маленькие человечки.
  5. Попытки подкараулить крохотных матросов.
  6. Приманки из леденца и хлеба.
  7. Мнимый больной.
  8. Пароход разломан.
  9. Отсутствие человечков.
  10. Слёзы раскаяния.

Устный пересказ по плану позволяет лучше понять смысл произведения.

Характеристика главных героев

В произведении 2 главных героя — мальчик и его бабушка. Их описание и характеристика:

Как я ловил человечков

  1. Борька — обычный маленький мальчик, которого на каникулы отправили к бабушке. Он добрый, весёлый, любознательный, но любопытный, нетерпеливый и склонен обманывать. Однако при этом он настоящий фантазёр и мечтатель, представляющий, что внутри игрушечного пароходика живут маленькие человечки. Совершив ошибку, он раскаивается и не может сдержать искренних слёз.
  2. Бабушка — заботливая, любящая и мудрая, не строгая, обычно она всё разрешала внуку, но в некоторых моментах — непреклонная и принципиальная. Красивый реалистичный пароходик на полке является для неё дорогой памятью.

Чтение рассказа «Как я ловил человечков» позволяет сделать выводы о поступках и характере каждого из главных героев.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

Как я ловил человечков кратко

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Интересно, что рассказ имеет открытый финал: бабушка ещё не видела разломанного и кое-как собранного пароходика. Остаётся неизвестным, будет ли она ругать внука или всё-таки простит его.

Главная мысль «Как я ловил человечков» — чрезмерное любопытство может привести к печальным последствиям. Не стоит идти на поводу у своих желаний и нарушать данное слово, даже если сдержать его трудно. Эту идею можно выразить в пословице: «давши слово, держись, а не давши, крепись».

Рассказ учит:

Как я ловил человечков главная мысль

  • всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
  • с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
  • не обманывать и не хитрить;
  • задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
  • раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Отзывы для читательского дневника

Сегодня я прочитал интересное произведение «Как я ловил человечков». Краткое содержание напоминает мне сказку братьев Гримм «Маленькие человечки»: по ночам они приходили в дом к сапожнику и помогали ему шить обувь. Мне бы очень хотелось, чтобы и в этом рассказе надежды Борьки оправдались и он бы увидел этих крохотных матросов. Но в реальности ничего подобного не существует, и герой убеждается в этом, только разломав пароходик.

Мне очень жалко главного героя в конце произведения: он испытывал разочарование в своих мечтах, страх перед бабушкой, волнение, раскаяние. Хочется надеяться, что его не будут ругать слишком сильно, хотя последняя фраза рассказа навевает тревогу. Однако после этого случая Борька уж точно извлечёт для себя важные уроки и больше не будет поступать плохо, руководствуясь только собственным любопытством.

Артём

Мне понравился главный герой этого рассказа, Боря. И хотя он поступил нехорошо, всё-таки его можно понять. Наверное, многие дети в своей жизни хоть раз представляли, что внутри какого-нибудь предмета — например, шкатулки или игрушечного домика — в самом деле живут человечки или существа маленького роста, поэтому неудивительно, что кораблик приковывал внимание мальчика. Ему даже казалось, что по ночам он слышит шорох, что только убеждало его, что они существуют.

Больше всего мне понравился момент, в котором Борька пытается выманить человечков кусочком конфеты. Леденец сверкает в свете ночника, а мальчик представляет, как человечки рубят лакомство топориками и относят себе в каюты. По этому эпизоду мне даже хочется нарисовать рисунок, как выглядела бы эта картина в воображении Бори.

Настя

Это очень увлекательный, поучительный и даже в какой-то степени захватывающий рассказ. Мне было очень интересно читать о «противостоянии» Борьки и этих несуществующих человечков: это напоминало игру в кошки-мышки. Мальчик очень забавно представлял, как искусно они прячутся от людских глаз.

Больше всего здесь жаль бабушку: должно быть, она очень сильно расстроится, когда увидит сломанный пароходик. Кроме того, мне было бы очень интересно узнать, почему для неё эта вещь так дорога: о чём она ей напоминает — возможно, матросом был её муж, но об этом в рассказе не упоминается.

Эта история учит, что любопытство и любознательность могут быть как положительными качествами, так и отрицательными. Иногда они могут сыграть с человеком злую шутку и сильно ему навредить.

Саша

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий