Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Краткий анализ произведения Чехова «Студент»

Глубоким философским замыслом и отсутствием сарказма поразил в своем произведении «Студент» Чехов. Анализ рассказа поможет десятиклассникам лучше подготовиться к уроку литературы и предстоящему Единому государственному экзамену. Литературный шедевр радует читателей колоритными образами и мастерским переплетением повседневной жизни с библейскими мотивами.

Оглавление:

Анализ «студент» чехов

История написания

Доподлинно неизвестно, когда именно автор создал свое произведение. Исследователи предполагают, что рассказ был опубликован сразу же после написания, то есть в 1894 г. На тот момент Антон Павлович находился в Ялте, где работал над изданием цикла «Остров Сахалин».

Чехов в письмах Алексею Суворину говорил, что в Крыму занимается написанием прозы. Литературный шедевр Антона Павловича впервые был напечатан в издании «Русские ведомости». Спустя время произведение вошло в цикл «Повести и рассказы», однако незадолго до выхода сборника в свет писатель доработал свое творение.

Исследователи творческой деятельности автора считают, что на создание «Студента» Чехова натолкнули воспоминания из детства, которое прошло в церковной лавке его отца. Кроме того, юноша пел в местном хоре при храме.

Тематика работы

В основу рассказа «Студент» положены вечные вопросы человеческого бытия. По этой причине тематика произведения получилась разнообразной:

Студент чехов краткое содержание

  1. Религия — ключевой вопрос. Лирический герой появился на свет и вырос в семье верующих. На первый взгляд может сложиться впечатление, что он знает православные обряды и библейские каноны наизусть, регулярно посещает храм. Однако на самом ли деле этого достаточно? Например, в пасхальную неделю мужчина отправляется на охоту, а не посещает церковь, где должен молиться. Чехов считает, что Божьи заповеди следует постигать самостоятельно, а не просто читать молитвы против собственной воли.
  2. Радость жизни. Иван из-за различных бытовых трудностей и нищеты потерял вкус к жизни, однако сумел почувствовать его снова, когда понял, насколько важно для людей то, чем он занимается.
  3. Историческая память. Едва ли не главной темой произведения является связь времен. Благодаря осознанию прошлого герой нашел себя в настоящем. Иван сумел ощутить единение с Господом, став участником событий Страстной недели. Праздник воскрешения Христа автор выбрал неслучайно, ведь именно он связан с очищением человеческой души.
  4. Вера. Благодаря переживаниям и слезам Василисы рассказ не только приобретает драматизм, но и приводит Ивана к осознанию собственного предназначения в мире. Мужчина начинает по-настоящему верить в себя и своё призвание, что становится для него намного важнее религиозности.

Жанр, композиция и конфликт

Произведение Чехова «Студент» создано в направлении реализма. По жанровой принадлежности оно тесно переплетается с притчей и проповедью. Об этом свидетельствуют отсылки к Библии и сам сюжет.

Читателям демонстрируется поучительная история с ярко обозначенной моралью. Это является прямым признаком притчи. Кроме того, посредством пересказа сюжета из Библии Чехов учит помнить о духовной стороне жизни, а не только заботиться о материальных благах.

Студент чехов кратко

Структура произведения — рассказ в рассказе. В нем нет глав, оно полностью соответствует указанному жанру. Иван рассказывает слушателям притчу из Библии, образуя нечто новое в уже имеющемся художественном пространстве. В этой работе автора представлены две линии сюжета: знакомство студента со вдовами и библейская история об отречении апостола Петра.

В произведении представлена зеркальная композиционная структура: в начале и конце рассказа события совпадают. Кроме того, в тексте отсутствуют детализация и напряженный сюжет. Главная роль отводится не герою, а духовному прозрению. Композиция представлена следующим образом:

  1. Экспозиция — начинается с описания пейзажа, определяющего характер Ивана. В начале повествования была прекрасная погода, однако затем картина изменилась — подул холодный ветер. Главный герой, студент академии духовенства, вернулся с охоты в плохом настроении.
  2. Затем происходит завязка сюжета. Мужчина знакомится со вдовами Василисой и Лукерьей. Остановившись возле женщин, Иван вспоминает евангельскую историю, случившуюся в такую же ночь. Затем герой повествует собеседницам об отречении апостола Петра.
  3. Далее происходит развязка сюжета. Иван идет по своему пути и понимает, что рассказанная история, случившаяся много веков назад, имеет к его жизни прямое отношение.
  4. Кульминация. В этой части сюжетные линии сплетаются воедино. К герою приходит озарение, он отправляется домой с полным переосмыслением своей жизни.

Проблематика рассказа

Следует отметить, что не менее насыщенной выглядит проблематика чеховского «Студента». Автор рассматривает в произведении различные проблемы:

Студент чехов

  1. Уныние. Любой человек расстраивается и переживает, когда не может найти в жизни свое место. Молодые люди, не имеющие терпения для достижения поставленных целей, в особенности подвергаются этому.
  2. Отчаяние тесно связано с предыдущей проблемой. Главный герой теряет надежду на изменения в лучшую сторону. Он даже не хочет возвращаться домой.
  3. Бедность — еще одна важная проблема. Повествование начинается с того, что Иван переживает по поводу собственного материального положения. Отец героя тяжело болеет, мать взвалила на себя хозяйство. Именно поэтому охота для молодого мужчины — не отдых, а нужда.
  4. Малодушие. Апостол Петр, казавшийся всем трусом, не был таковым для героя. Иван будто вынырнул из собственных размышлений, происходящих в предыдущих событиях, и стал понимать ценность бытия. В итоге библейский текст он переосмыслил, а евангельский персонаж показался ему обычным человеком, не сумевшим побороть собственный страх.
  5. Чрезмерная неуверенность в себе. Главный герой не верил в свои силы, не видел ценности в том, что он делает. Однако проповедь вдовам открыла в нем необходимость душевного призвания.

Таким образом, Чехов в своем литературном произведении затронул несколько нравственных и социальных проблем о понимании бытия и ценности жизни.

Действующие лица

В рассказе Чехова всего несколько героев. Краткая характеристика поможет ближе познакомиться с каждым из них:

Студент краткое содержание

  1. Иван Великопольский — главный персонаж, студент академии духовенства, вырос в религиозной семье. Вместе с родителями живет очень бедно, не верит в перемены к лучшему, впадает в отчаяние. Бесприютность и дискомфорт молодого мужчины отражает в рассказе холодный ветер. Во время знакомства с вдовами он пребывает в дурном настроении. Перед женщинами оправдывается, что по воле сердца держит пост, хотя на самом деле у него нет денег на еду. Для него Евангелие — обычный текст, который необходимо знать наизусть. Но после встречи с Василисой и ее дочерью он осознает собственное призвание и нужность в этом мире.
  2. Василиса и Лукерья — малограмотные женщины, слезы которых заставляют главного героя посмотреть на мир по-новому. Хоть вдовы ничего не понимают в тексте Библии, они сумели прочувствовать его на уровне ощущений.

Краткое содержание

Чехов в «Студенте» затронул много тем и проблем, развернул несколько линий сюжета, выстроил обширную композицию. Однако для лучшего понимания произведения важно познакомиться с его кратким содержанием.

В тихом и уютном осеннем лесу изредка доносились крики дрозда. Неожиданно раздался выстрел — Иван охотился на птиц.

С наступлением ночи похолодало, герой сильно замерз. Возвращаясь домой, Великопольский брел через луг. Во всем селе было мрачно, лишь в огородах вдов у реки горел огонь.

Студент кратко

Внезапно молодой человек вспомнил, что перед уходом на охоту мать занималась чисткой самовара, а отец сильно кашлял, лежа на печи. Иван был голоден, ведь в Страстную пятницу было не принято готовить. Он размышлял по поводу того, что всегда в это время дует тот же холодный ветер, а люди вынуждены жить в бедности.

Освещенные пламенем огороды содержали местные вдовы — мать и дочка. На участке горел костер, старуха Василиса смотрела на огонь, я Лукерья мыла посуду. Иван поздоровался с женщинами и стал рассказывать им собственное видение взаимосвязи эпох. Затем студент перешел к повествованию о жизни отрекшегося от Христа Петра. Собеседницы заплакали.

Великопольский пошел дальше. Мужчину поразила реакция вдов. Ему казалось, что они отнеслись к его рассказу так, будто сами имели отношение к этой истории. Однако пожилая женщина плакала из-за того, что ей была небезразлична судьба апостола. Иван вдруг осознал, что прошлое непрерывно связано с будущим.

Студент чехов анализ

Во время переправы на пароме студент стал любоваться багровым закатом. Он понял, что вокруг всегда было так красиво, именно в этом и заключается счастье человека. Мужчина осознал, что он молод и счастлив, ему всего 22, жизнь его имеет огромный смысл.

Произведение «Студент» было самой любимой работой Чехова. События рассказа разворачиваются вокруг молодого мужчины, который размышляет о правильности своего жизненного пути.

Школьная программа предусматривает изучение литературного шедевра в десятом классе, однако многие читают его для общего развития.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий