История открытия и значение периодического закона Менделеева

В развитии химии и других взаимосвязанных с ней наук отводится огромное значение периодическому закону и открытию периодической системы. На протяжении многих столетий ученые всего мира пытались найти и объяснить существующую закономерность и упорядочить элементы. Однако только в XIX веке великий ученый Дмитрий Менделеев сумел точно описать свойства химических элементов и на основании этого составить таблицу.

История открытия

Многие ученые считают, что именно с открытием периодического закона начался современный этап развития химии и физики. Все известные химические элементы рассматривались в зависимости от того, на каком месте они расположены в периодической системе Менделеева. Наука перестала быть строго описательной и стала предсказательной, появилась возможность прогнозировать и предвидеть. Доказательством тому стало открытие предсказанных Д. Менделеевым скандия, галлия, германия и некоторых других элементов. Это способствовало основательному признанию периодического закона всем научным миром.

На момент составления таблицы далеко не все элементы уже были известны. Поэтому ученый намеренно пропускал незаполненные клетки. Пытаясь предсказать существование и открытие элементов, ученый назвал их предположительно экабор (в соответствии с тем, что свойства были схожи с бором), а также экасилиций и экаалюминий. Научное предположение химика подтвердилось уже в течение следующих 15 лет:

• галлий был открыт французским ученым Лекоком де-Буабодраном;
  • скандий обнаружил и исследовал шведский химик Нельсон;
  • германий представлен миру науки в докладе немецкого специалиста Винклера.

Таблица Менделеева

Появление этих элементов стало настоящим триумфом и подтверждением правильности суждений Менделеева. К середине XIX столетия было известно всего 63 наименования, а попытку расположить их в соответствии с атомной массой предпринимал сначала Александр Эмиль Шанкуртуа в 1862 году, затем в 1866-м Джон Александр Ньюлендс, но выводимые ими закономерности не находили научного подтверждения и не имели научной силы.

В 1864 году появлялись сообщения о попытках систематизации элементов Юлиусом Лотаром Мейером, который основой периодичности считал валентность.

1869 год стал датой официального открытия периодического закона Менделеева. Впервые таблица была опубликована в популярном журнале Русского химического сообщества. Впоследствии ученые согласились с выводами химика, и опубликованная система стала общепризнанной во всем мире.

Работа ученого длилась более 20 лет. За это время Менделеев писал на карточках свойства известных элементов, неоднократно переставляя их и меняя порядок расположения, составлял конспекты и доклады. Основой упорядочивания стал атомный вес и химическое сходство, позволившие создать единую систему и открыть периодический закон.

Практический смысл

Формулировка периодического закона стала великим открытием для всего мира. Несмотря на все предпосылки и попытки других ученых опровергнуть исследования Менделеева, доказательства оправдали многолетний труд великого химика.

В науке периодический закон и ПСХЭ выполняют важные функции:

• систематизируют и обобщают всю информацию об элементах, веществах и соединениях в единое целое;
  • обосновывают виды периодичности при изменении химических свойств и образовании сложных или простых веществ;
  • позволяют прогнозировать появление неоткрытых элементов, охарактеризовать их предположительные свойства;
  • создают базу для определения принципа строения электронных оболочек и атомного ядра.

Формулировка периодического закона

Ученые всего мира единогласно признали огромное и важное значение периодического закона Менделеева и его периодической системы.

В наше время используется современная, отличающаяся от первоначальной, формулировка: свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда ядер их атомов, выражающейся в периодической повторяемости структуры внешней валентной электронной оболочки.

Величайшее достижение русского химика заключается не только в упорядочивании известных в природе элементов, но и в краткой характеристике, которая зашифрована в клетке с каждым названием. Например, заряд ядра обозначает число, соответствующее порядковому номеру. По мере увеличения заряда ядра растет и количество электронов, соответственно, изменяются и свойства. Согласно теории ученого, номер периода отображает количество электронных оболочек.

В познании элементов и их свойств особое значение в периодической системе Менделеева получил водород. В таблице ему отведено две клетки — в 1-й и 7-й группах, в соответствии с количеством электронов на внешнем уровне и одним недостающим электроном для завершения галогенного внешнего уровня.

Особое значение в периодической системе Менделеева получил водород

В XX столетии работа над дальнейшим созданием и дополнением таблицы продолжается. Современная химия решает вопросы не только науки, но и промышленности, фармацевтики и других сфер деятельности человека. На основании имеющихся сведений разрабатывается получение новейших полимеров и полупроводников, жаростойких сплавов и веществ с заданными изначально свойствами.

История открытия

• галлий был открыт французским ученым Лекоком де-Буабодраном;
  • скандий обнаружил и исследовал шведский химик Нельсон;
  • германий представлен миру науки в докладе немецкого специалиста Винклера.

Таблица Менделеева