Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Интегрированное обучение: что это, почему это важно, принципы, модели и формы образования

Интегрированное обучение: что это, почему это важно, принципы, модели и формы образования

Содержание

  1. Что такое интегрированное обучение?
  2. Цели и задачи интегрированного обучения
  3. Для кого актуальные методы интегрированного обучения?
  4. Принципы интегрированного обучения
  5. Формы интегрированного обучения
  6. Особенности интегрированного обучения в России
  7. Плюсы и минусы интегрированного обучения

В современном мире масса интересных образовательных трендов, о которых мы рассказывали в статье «11 трендов образования будущего: на что обратить внимание в 2021 году?». Но особняком уже долгие годы стоит методика интегрированного обучения, которая направлена на помощь в образовательном процессе людям, которые не могут чувствовать себя полноценными членами общества в силу тех или иных причин.

Сегодня мы с вами поговорим подробно об интегрированном обучении, рассматривая такие вопросы:

  • Что означает интегрированное обучение и для кого оно необходимо?
  • Какие цели и задачи оно ставит перед собой?
  • Какие существуют методики и этапы интегрированного обучения?
  • Что необходимо знать об особенностях такого типа обучения в России?

Что такое интегрированное обучение?

Термин интеграции крайне зависим от контекста, в котором он употребляется. В общем смысле интеграция – процесс объединения чего-либо. Что же касается образования, то данный термин применяется в случаях инклюзии. Отсюда рождается логичный вопрос, а что такое инклюзия?

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Часто интегрированное образование называют ещё инклюзивным, а по своей сути – это специально подобранная модель образовательного процесса, по которой строится программа с соблюдением особенностей каждого ребёнка, при этом обучаясь вместе с другими детьми, а не в отрыве от них.

Немного истории
В не таком далёком 1994 году в Испании прошла Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В рамках данного съезда была принята Саламанкская декларация, которая и стала базисом для концепции интегрированного обучения. Основные её положения звучали так:

  • Все дети без исключения имеют право на базовое образование.
  • Каждый ребёнок уникален и обладает своими интересами, а также разным уровнем физических и интеллектуальных способностей.
  • Особенности каждого ребёнка необходимо учитывать при создании образовательных программ.
  • Все общеобразовательные заведения должны формировать окружающую среду, позволяющую всем детям комфортно обучаться, в том числе и детям с инклюзией.

Каждый ребёнок особенный, главное найти к каждому подход

Каждый ребёнок особенный, главное найти к каждому подход

Это интересно!
Образовательные тенденции дошли до той стадии, что подростки с инклюзией могут обучаться в вузе, благодаря развитию интегрированного и интегрального обучения. Скажем спасибо за это развитию Agile и Scrum-методолгий в наших высших учебных заведениях.

Цели и задачи интегрированного обучения

Инклюзивный подход в обучении позволяет создавать такие цели и задачи, которые не только учат подростка, но и помогают ему социализироваться, а также обмениваться своими знаниями и опытом со сверстинками.

Основной целью интегрированного обучения считается помощь ребёнку с особенностями (ни в коем случае нельзя считать это отклонениями) научиться спокойно контактировать с другими детьми, а также получить, как минимум, базовые навыки необходимые для успешной жизни.

Что же второй части нашего подазаголовка, то, как правило, при формировании обучающих программ ставят такие задачи:

  • Создать особые условия для детей.
  • Помочь детям с особенностями освоить школьную программу, не отклоняясь далеко от стандартов программы.
  • По возможности уменьшить функциональные нарушения у детей.
  • Создать атмосферу принятия и взаимпомощи.
  • Помочь наладить диалог между подростками, научив коммуницировать.
  • Оказывать всестороннюю поддержку в вопросах образования и социализации.
  • Оказывать при необходимости психологическую поддержку.
  • Помогать с формированием позитивного отношения к себе и к жизни в целом.

Для кого актуальные методы интегрированного обучения?

Инклюзивный подход в обучении, как можно догадаться, вышел из коррекционного подхода к обучению детей с особенностями. И на первый взгляд, кажется, что такой подход совершенен и будет актуален абсолютно для каждого особенного ребёнка с инклюзией. К сожалению, всё несколько сложнее.

Педагоги настоятельно рекомендуют перед переходом на интегрированное обучение показать ребёнка специалисту по работе с особенными детьми. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.

К внешним условиям относятся:

  1. Если функциональные нарушения удалость диагностировать на самых ранних этапах жизнедеятельности.
  2. Родители или опекуны всерьёз настроены помогать ребёнку в процессе обучения.
  3. Есть возможность обеспечить ребёнка квалифицированной коррекционной работой.
  4. Созданы условия и среда для инклюзивного обучения.

Заботиться об особенных детях сложно

Заботиться об особенных детях сложно

А к внутренним условиям относятся:

  1. Степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми.
  2. Умственные способности ребёнка позволяют ему осваивать школьную программу в полном объёме.
  3. Психологический уровень ребёнка позволяет ему посещать школу.

Это очень важно!
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.

Принципы интегрированного обучения

Как и любой современный образовательный подход, интегрированное обучение требует существенной переработки и модернизации нынешней школьной системы, а именно:

  1. Привлекать молодых специалистов, которые смогут помочь адаптироваться педагогам «старой закалки».
  2. Использовать инновационные педагогические решения, быть всегда начеку и следить за всеми образовательными трендами.
  3. Адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в инклюзивном классе.
  4. Уделять больше внимание развитию творческих, познавательных и коммуникативных дисциплин.
  5. Сделать родителей частью образовательного процесса.

Инклюзивное обучение имеет ряд своих принципов и особенностей, которые необходимо учитывать:

  • Развивает индивидуальные особенности каждого ребёнка.
  • Создаёт условия для тесной коммуникации между родителями, учениками и учителями.
  • Развивает и обучает толерантной культуре не только в особенных детях, но и в обычных, которые обучаются вместе с ними.
  • Создаёт такую атмосферу, что каждый ребёнок вне зависимости от своих особенностей чувствует себя ценным, важным и нужным, способным справиться с любой задачей.

Трудно переоценить важность работы коррекционных педагогов

Трудно переоценить важность работы коррекционных педагогов

Формы интегрированного обучения

Что касается организационных особенностей обучения, то всего существует четыре формы интегрированного обучения:

  1. Посещение обычного класса общеобразовательной школы.
  2. Посещение специального или коррекционного класса общеобразовательной школы.
  3. Учеба в коррекционной школе с последующим переводом в общеобразовательную школу.
  4. Полное или частичное включение в образовательный процесс во время профессионального обучения.

Особенности интегрированного обучения в России

Современные тенденции привели к разделению интегрированного обучения в Росии на три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями развития: дифференцированный, интегрированный и инклюзивный. Причем интегрированный и инклюзивный подход у нас носит принципиально разные смыслы.

  1. Дифференцированных подход направлен на обучение детей с серьёзными задержками в умственном развитии, а также с тяжёлыми нарушениями слуха, зрения, речи или опорно-двигательного аппарата. Обучение таких детей проходит в специальных коррекционных школах.
  2. Интегрированный подход подразумевает под собой возможность обучения детей в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А преподаватели никак не мешают взаимодействовию подростков с разных классов. Также присутствует возможность из специального класса попасть в обычный, но для этого необходимо доказать, что коммуникативные и умственные способности позволяют это сделать.
  3. Инклюзивный подход даёт возможность детям с особенностями учиться в одном классе вместе с обычными детьми. Для этого привлекаются опытные специалисты с навыками работы с детьми с инклюзией.

На западе не принято делить инклюзивный и интегрированный подход на два, там чаще всего он выступает единым вариантом.

Плюсы и минусы интегрированного обучения

Постараемся подвести итог всему вышесказанному, резюмируя все преимущества и недостатки данного метода обучения особенных детей.

Достоинства интегрированного обучения:

  • Развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  • Благородное дело: помощь особенным детям успешно влиться в общество.
  • Возможность не замыкаться в своих проблемах со своими тараканами.
  • Развитие эмпатии и умения помогать другим людям.
  • Формирование толерантной культуры у конкретных личностей, что ведёт к формированию толерантного общества.

Недостатки интегрированного обучения:

  • Риск травли со стороны обычных учеников.
  • Сложно подготовить специалистов такого профиля.
  • Необходимость перестраивать всю образовательную программу.
  • Необходимость уделять внимания ребёнку с особенностями много времени и внимания, что не всегда возможно для учителя.
  • Из-за недостатка внимания могут страдать остальные учащиеся.

Хочется отметить, что спрос на коррекционных педагогов растёт, общество становится всё более толерантным к особенным детям, и если у вас есть желание помочь им, то поступайте в педагогические вузы и колледжы на коррекционные специальности. Спрос на грамотных специалистов будет расти и дальше, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации и возможность заработать хорошие деньги.

А компания «ПроСтудента» – одна из лучших на рынке помощи студентам. Идеальное оформление работ по ГОСТу, касательно содержания, всё на высшем уровне, также в компании работают самые оперативные менеджеры, готовые оказать помощь буквально сразу же после запроса. Ну, и самое важное – цены у нас не кусаются. Всё от людей и для людей!

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий