Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Город Калинов и его обитатели в пьесе Островского «Гроза»

А. Н. Островский в своих работах пытался показать неприглядные стороны человеческого нутра. Пусть они мрачные и отрицательные, но без них невозможно создать цельную картину. Тема «тёмного царства» затрагивалась во множестве произведений драматурга, в том числе и в пьесе «Гроза». Город Калинов и его обитатели показаны в ней недалекими и мрачными.

Оглавление:

Город калинов и его обитатели сочинение

Прототип места действия

Островский в своем произведении активно обращается к изображению города Калинова. Казалось бы, зачем автор столь часто и подробно рисует образ местности и повседневную ее жизнь? Но город — это не только фоновое описание, но и неотъемлемая часть повествования.

Калинов — русская провинция в миниатюре. История его создания берет начало в 1859 году, когда морское министерство организовало этнографическую экспедицию с целью изучения нравов и обычаев глубинок России. В ней принял участие и Островский. Путь экспедиции проходил по Волге, и писатель сумел посетить и ознакомиться с множеством приволжских городов. В дальнейшем при создании романа собирательный облик этих местностей стал прототипом Калинова.

Город калинов и его обитатели в пьесе гроза

Образ затерянного города

В драме Островского «Гроза» для характеристики Калинова можно использовать всего несколько предложений. Судить о городе позволяют:

  • невежество жителей;
  • деспотизм;
  • власть суеверий;
  • грубость;
  • угнетение слабых и бедных.

Статичность — еще одно определение, помогающее понять атмосферу: все вокруг будто замерло во времени и не двигается уже много лет. Старые патриархальные установки затормозили развитие городка.

Город калинов и его обитатели

Калинов закрыт и глух, каждый его житель давно обособился и создал город у себя дома, на что указывает отсутствие движения и звука: здесь не гуляют люди, не ходит транспорт. Пороком считается хорошее и чтится плохое, ведь для темных и глупых людей высокое не имеет значения.

Благочестие и религия выставляются напоказ, как бы сообщая: «Смотрите, как мы религиозны!». Молясь по воскресеньям в церкви, они по приходу домой продолжают бить и тиранить своих близких, нарушая одну из главных заповедей Христа. Зарождение снобизма начинает проявляться в таком обществе: неважно, кто человек на самом деле, имеет значение только то, кем он себя выставляет перед окружающими.

Читателю кажется, что Островский, описывая повседневную жизнь города, показывает, как быть не должно, высмеивает уклад того времени. Калинов — это мини-Россия середины XIX века, где все живое, молодое и динамичное гибнет, а старое и уродливое, глубоко засев, продолжает властвовать.

Если говорить кратко, Александр Николаевич создает сатиру на целый социальный слой: купечество, пустившее корни далеко вглубь. Он противопоставляет тихое и замершее крестьянство громким и вечно ругающимся купцам, готовым подставить вчерашних друзей. Одним словом, Калинов — беспросветное «темное царство», как назвал его критик Добролюбов, апогей невежества и тирании. Только гроза способна очистить его от пороков.

Законы Калинова

Существует несколько правил, по которым безоговорочно живут почти все обитатели города. Среди них можно выделить несколько:

Город калинов гроза

  1. Запрет на проявление живого чувства.
  2. У кого деньги, у того и господство.
  3. Если есть власть, пользуйся ею безгранично.
  4. Человека можно, а порой и нужно унизить, пристыдить, оскорбить.
  5. Хорошим считается старое, а плохим — новое.

Несмотря на неформальный характер таких правил, любой житель города знает, что так было, есть и будет еще долго. Убедиться в их существовании можно уже при первом ознакомлении с домом Марфы Игнатьевны Кабановой, где все построено на авторитете силы и тирании, где свято чтят патриархальные законы и противятся любому проявлению живого.

Представители темного царства

Подобно сказочнику, описывающему злых героев, Островский мастерски изображает калиновских самодуров — квинтэссенцию всего недоброго, дурного и невежественного. Раскрывая образы главных героев, автор, подобно другим гениям литературы, обращается к известному приёму — говорящим фамилиям.

Савел Прокофьевич Дикой

Город калинов

Этот персонаж — олицетворение грубости, вражды и корысти жителей Калинова. Уже с первых строк читатель замечает, как Савел Прокофьевич проклинает и оскорбляет своего племянника Бориса только потому, что тот попросил у него денег, посягнул на святое. Они для Дикого занимают высшую ступень в системе его ценностей, ничто не интересует его больше.

Старается ли герой оправдать себя и показаться хорошим? Нет. Он совершенно не стесняется своего воровства, что вовсе не удивительно, ведь Дикой морально убогий человек. Рабочие крестьяне для него не люди, обсчитывать их — привычное дело. Самое страшное то, что он заражает своим невежеством всех вокруг, распространяя это среди обычных крестьян. Они потакают ему, унижаются ради денег, заведомо зная, что не получат их.

Порой кажется, что даже власть нужна Дикому только для обогащения. Он не признает законы государства, для него главнее его собственные неписаные правила. Читая роман, становится понятно, что Островский заглянул на много лет вперед, ведь, проводя анализ и сравнивая общество Калинова с современным, не видно особой разницы. Правило «У кого деньги — у того и власть» остается неизменным спустя столетие.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Не менее колоритной и отвратительной является Кабанова. Ее называют за глаза Кабаниха. Эта женщина вместе с Диким держит весь город в страхе и подчинении. Она обладает огромным состоянием.

Но хоть они с Савлом Прокофьевичем «два сапога пара», ценности у них все же разнятся. Для первого важны только деньги, для второй — подчинение закоренелым патриархальным законам и обычаям. Если Савел не маскирует собственную дикость, то Кабаниха пытается показаться чуть ли не святой, скрывая тиранию и деспотизм лживыми благочестием и религиозностью.

Ее внутреннему снобизму нет конца и края. Она не допускает вольностей и свободы мысли, ведь отход от установленных порядков для нее равносилен разрушению мира. Воля для героини — непозволительное слово, запрещенное в умах ее домочадцев. Но вряд ли Кабаниха делает это из-за боязни морального разложения, просто она не хочет потерять власть, которая кроется в старых нормах.

Гроза город калинов

Своих детей она воспитывает в тех же порядках, держит их в черном теле, но результат не оправдывает ее ожиданий: вместо чтителя старых устоев она получает лживую дочь с жизненным принципом «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» и слабохарактерного сына, который не способен перечить матери. Но женщину это не расстраивает, а, наоборот, радует, ведь она сможет манипулировать им и использовать, как ей вздумается.

Может ли такой человек любить своих детей? Вряд ли. Любовь к детям она показывает, чтобы оправдать собственную жестокость. Не быть такой она не может: если Кабаниха перестанет тиранить домочадцев, те не будут ей подчиняться, потому что ни у кого из молодого поколения нет теплых чувств к женщине, с помощью которых они могли бы слушаться ее по собственной воле.

Жертвы самодуров

Самой очевидной жертвой «темного царства» является Катерина. Со знакомства с ней читатель понимает, что она другая, ей чужды калиновские порядки. Девушка сравнивает себя с вольной птицей, запертой в клетке и не имеющей возможности вырваться. Кабаниха одной из первых заметила вольнодумие невестки, поэтому относится к ней хуже всех, стараясь максимально контролировать каждое ее действие. Катерина чиста мыслями, исполнена качествами, которые давно позабыты в городе. Героине присущи:

  • совесть;
  • честность;
  • умение видеть красоту;
  • истинная любовь к Богу и окружающим.

Гроза островский

Девушка готова испытывать светлые чувства к своему супругу. Однако безвольный Тихон, воспитанный без капли ласки, не может ответить ей тем же. Когда находится человек, способный на это, героиня отдает ему любовь без остатка. Но не счастье накрывает ее, а чувство вины.

Для Катерины ложь — отрицательное явление, поэтому она не может спокойно жить, продолжая лгать своему мужу. Кроме того, она понимает, что Борис, ее единственная любовь, оказывается таким же, как остальные, он не в силах противостоять «темному царству». Катерина не может жить в этом мире, понимая, что тьма везде найдет ее, поэтому она решается на отчаянный шаг.

Но в «Грозе» есть и неочевидные жертвы, каким является Тихон Кабанов. Он пострадал от своей матери, от ее воспитания и влияния. Мужчина вырос бесхребетным, неспособным сделать шаг без ведома Кабанихи. Он осознает трагичность своей жизни, когда говорит, что существовать в таком мире больше не в силах, но решиться на самоубийство не может из-за слабости характера.

Из старого поколения жертвой Калинова стал изобретатель Кулигин. Он отличается от остальных: цитирует Державина, восхищается природой. Однако герой не в силах поменять что-либо: будучи бедным, он является никем среди богатых невежд.

Гроза главные герои

Прочитав произведение, становится понятно, что основной целью Островского было желание показать, какой печальной является обстановка в провинциальных городах России. Драматург сделал акцент на том, что социальные проблемы требуют незамедлительного решения.

Материал поможет ученикам написать краткое сочинение-сообщение о городе Калинове и его обитателях. Также он позволит подготовиться к открытому уроку по литературе.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий